Положение о взаимодействии с семьями воспитанников Муниципального дошкольного образовательного учреждения Чердаклинского детского сада №1 "Радуга"

1

1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с ФГОС дошкольного
образования, утвержденным приказом Минобрнауки России №1155 от
17.10.2013г с изменениями на 21 января 2019 года, Федеральным законом №
273-ФЗ от 29.12.2012г "Об образовании в Российской Федерации" в редакции от
25 июля 2022 года, Приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г.
№ 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
- образовательным программам дошкольного образования», Семейным
Кодексом Российской Федерации и Уставом Муниципального дошкольного
образовательного учреждения Чердаклинского детского сада №1 «Радуга».
1.2. Данное Положение является локальным нормативным актом
Муниципального дошкольного образовательного учреждения Чердаклинского
детского сада №1 «Радуга» и вводится в целях организации новых форм работы
с родителями (законными представителями) детей, вовлечения их в единое
пространство детского развития в дошкольном образовательном учреждении.
1.3. Положение вводится в целях организации новых форм работы с родителями
(законными представителями) воспитанников в соответствии с ФГОС ДО,
вовлечения родителей (законных представителей) в единое пространство
детского развития.
1.4. В основе взаимодействия детского сада и семьи лежат сотрудничество,
инициатором которого выступают педагогические работники Муниципального
дошкольного образовательного учреждения Чердаклинского детского сада №1
«Радуга».
1.5. Настоящее Положение определяет концептуальные основы взаимодействия
педагогов и родителей, направления, цели, задачи, принципы, механизмы и
направления совместной деятельности для обеспечения комплексного подхода к
формированию ценностных ориентиров у воспитанников дошкольного
образовательного учреждения.
1.6. Положение устанавливает критерии оценки эффективности работы
взаимодействия с семьями воспитанников, критерии оценки эффективности
работы дошкольного образовательного учреждения с семьей, документацию,
регламентирует контроль осуществления взаимодействия.
1.7. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников проходит в рабочее
время.

2

2. Основные направления, цели и задачи работы
2.1. Основные направления работы:
• работа с работниками ДОУ по организации взаимодействия с семьей,
ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями
(законными представителями) воспитанников;
• повышение
педагогической
культуры
родителей
(законных
представителей) воспитанников и формирование традиций семейной
культуры;
• изучение опыта семьи с целью выяснения ее возможностей в области
формирования ценностных ориентиров;
• вовлечение родителей (законных представителей) воспитанников в
деятельность дошкольного образовательного учреждения, совместная
работа по обмену опытом.
2.2. Цели взаимодействия:
• создание условий для участия родителей (законных представителей) в
образовательной деятельности и поддержка родителей (законных
представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, а
также вовлечение семей непосредственно в образовательную
деятельность;
• сплочение родителей (законных представителей) воспитанников и
педагогов дошкольного образовательного учреждения;
• формирование единых ориентиров у детей дошкольного возраста.
2.3. Основные задачи работы:
• организация сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с
семьей;
• установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника
дошкольного образовательного учреждения;
• создание
атмосферы
взаимопонимания,
общности
интересов,
эмоциональной взаимной поддержки;
• оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании
детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в
развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции
нарушений их развития;
• взаимодействие
с
родителями
(законными
представителями)
воспитанников по вопросам образования ребенка, непосредственного
вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством
создания образовательных проектов совместно с семьей на основе
выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
3

• осуществление консультативной поддержки родителей (законных
представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том
числе инклюзивного образования (в случае его организации)
• активизация и обогащение воспитательных умений родителей (законных
представителей) воспитанников, поддержка их уверенности в
собственных педагогических возможностях;
• выработка общих взглядов и педагогических установок на воспитание
ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста средствами
приобщения воспитанников ДОУ к традиционной культуре;
• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
• выявление эффективных форм сотрудничества с родителями (законными
представителями) воспитанников и повышение эффективности
взаимодействия родителей и педагогов в области формирования базиса
личностной культуры детей;
• гармонизация детско-родительских взаимоотношений, оказание помощи в
организации семейного досуга;
• повышение правовой грамотности родителей (законных представителей)
воспитанников в области защиты прав и достоинств ребенка;
• повышение педагогической компетентности и воспитательной культуры
родителей (законных представителей) воспитанников по всем
фундаментальным
основам
воспитания:
физического,
социально-коммуникативного,
художественно-эстетического,
познавательного, речевого, технического развития детей;
• создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом,
установления дружеских взаимоотношений семей.
3. Основные принципы работы ДОУ
3.1. Планирование работы по взаимодействию дошкольного образовательного
учреждения с семьями воспитанников строится в соответствии с принципами.
3.2. Основные принципы работы дошкольного образовательного учреждения:
• принцип
гуманизации,
предполагает
установление
подлинно
человеческих, равноправных и партнерских отношений в системе «ДОУ –
семья»;
• принцип индивидуализации, требует глубокого изучения особенностей
семей воспитанников, а также создания управляемой системы форм и
методов индивидуального взаимодействия;
4

• принцип открытости, позволяет осознать, что только общими усилиями
семьи и образовательного учреждения можно построить полноценный
процесс обучения, воспитания и развития ребенка.
• принцип непрерывности преемственности между дошкольным
образовательным учреждением и семьёй воспитанника на всех ступенях
обучения;
• принцип психологической комфортности заключается в снятии всех
стрессовых факторов воспитательно-образовательной деятельности, в
создании в детском саду эмоционально-благоприятной атмосферы;
• принцип доступности (каждый желающий может участвовать в
мероприятиях, коллективных делах) и открытость (сайт дошкольного
образовательного учреждения);
• принцип доброжелательности всех участников содружества;
• принцип добровольности (в процессе реализации задач и содержания
образовательной программы дошкольного образовательного учреждения
не допускается никакого принуждения).
• принцип формирования ценностно-смысловых ориентаций (доброта,
красота, познание, здоровый образ жизни), морально-эстетических
ценностей, идеалов художественного вкуса и творческой самореализации,
приобщение детей и их семей к традиционной культуре;
• принцип организации развивающего взаимодействия детей со взрослыми
(родителями и педагогами) и другими детьми (в разно- и одновозрастном
коллективах);
• принцип тактичности и соблюдения прав родителей (законных
представителей) воспитанников ДОУ на осуществление ведущей роли в
воспитании и образовании ребенка и понимания неизбежной
субъективности точки зрения педагогического работника;
• принцип личностно-ориентированного подхода и правила «педагогики
ненасилия».
4. Организация работы
4.1. Разрабатывается план работы по организации взаимодействия ДОУ с
семьями воспитанников на учебный год, который утверждает Педагогический
совет дошкольного образовательного учреждения. Его содержание определяется
задачами, стоящими перед детским садом и конкретными условиями работы.
4.2. Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и
семьи предполагает следующие этапы работы:
• изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей;
5

• группировка семей по принципу возможности их нравственного
потенциала для воспитания своего ребенка, других детей группы;
• составление программы совместных действий педагога и родителей
(законных представителей);
• анализ промежуточных и конечных результатов их совместной
воспитательной деятельности.
4.3. Требования к организации взаимодействия ДОУ и семьи:
• целенаправленность (каждое мероприятие направлено на достижение
конкретной цели по предупреждению типичных ошибок родителей
воспитанников);
• планомерность и систематичность (непрерывность, последовательное
усложнение и расширение круга проблем, комплексный подход в
формировании системы ценностных ориентиров и развитию личности
ребенка);
• конкретный и дифференцированный подход (учет различия в системе
общечеловеческих и традиционных для той или иной культуры, нации или
религии ценностей).
4.4. Общепедагогические и специфические условия к организации
взаимодействия ДОУ и семьи:
• сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией
работы со всеми родителями (законными представителями) группы;
• взаимосвязь разных форм работы с родителями (законными
представителями)
воспитанников
дошкольного
образовательного
учреждения;
• одновременное влияние на родителей (законных представителей) и детей,
позволяющее сформировать ценностно-ориентированные отношения;
• обеспечение в работе с родителями (законными представителями)
определенной последовательности, системы согласования личных,
индивидуальных и общественных, общечеловеческих ценностей;
• учет своеобразия условий жизни и ценностей каждой семьи, возраста
родителей, уровня подготовленности к решению вопросов воспитания на
основе приобщения детей к ценностям традиционной культуры;
• ценностно-ориентированный характер взаимоотношений работников
дошкольного образовательного учреждения с родителями (законными
представителями) воспитанников: доверие во взаимоотношениях между
педагогами и родителями;
• соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям
(законным
представителям)
воспитанников
дошкольного
образовательного учреждения.
6

4.5. Методы и формы организации взаимодействия с родителями:
• посещение семей на дому;
• анкетирование;
• наглядная пропаганда педагогических знаний;
• родительские собрания (показ занятий-бесед, обсуждение увиденного и
ранжирование своих впечатлений, выработка общих ценностных
установок, раздача памяток по теме собрания); консультации,
инструктажи, папки-передвижки; семинары-практикумы; презентации
опыта работы;
• дни открытых дверей (открытые просмотры образовательной
деятельности);
• круглые столы;
• деловые игры;
• тренинги;
• почта доверия;
• семейные проекты;
• творческие проекты;
• тематические выставки художественного творчества, фестивали,
конкурсы;
• вечера вопросов и ответов (концентрированная педагогическая
информация по самым разнообразным вопросам, в том числе и по
формированию ценностных установок детей);
• совместные праздники, досуги, развлечения, спектакли.
4.6. Организация методической работы с педагогами:
• семинары-практикумы, консультации для педагогов (подготовка и
проведение родительских собраний, повышение активности родителей и
формирование ценностно-ориентированного общения детей и взрослых в
семье и детском саду, рекомендации по подготовке и проведению
нетрадиционных форм работы с родителями, современные методики
воспитания и обучения детей).
4.7. Методы и приемы сотрудничества ДОУ с семьей:
• методы активизации: выявление и формирование запроса родителей,
поиск форм и методов реализации, корректировки;
• методы
организации
совместной
деятельности
(планирование,
организация и контроль);
• методы формирования рефлексии (самоанализ и самооценка,
коллективное обсуждение результатов сотрудничества, экспертная
оценка).

7

5. Внутреннее и внешнее взаимодействие ДОУ и семьи
5.1. Внутреннее взаимодействие - активное взаимодействие всех участников
образовательных отношений в дошкольном образовательном учреждении,
формирование партнерского сообщества работников, детей и их родителей
(законных представителей) воспитанников.
5.2. Условия внутреннего взаимодействия:
• создание в ДОУ атмосферы общности интересов педагогических
работников и родителей (законных представителей) воспитанников, их
эмоциональной взаимной поддержки;
• переориентация педагогов во взаимоотношениях с родителями с
назиданий и поучений на партнерство и поддержку их педагогических
возможностей, взаимопроникновение в проблемы друг друга;
• соблюдение
принципа
единства
воспитательных
воздействий
дошкольного образовательного учреждения и семьи;
• тактичность и соблюдение прав родителей (законных представителей)
воспитанников на осуществление ведущей роли в воспитании и
образовании ребенка и понимание неизбежной субъективности точки
зрения педагога.
5.3. Внешнее взаимодействие - взаимодействие детско-родительского и
педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения с
общественными и социальными структурами: общеобразовательной школой,
домом культуры, музыкальной школой, краеведческим музеем, другими
дошкольными образовательными учреждениями.
6. Обязательства ДОУ в рамках взаимодействия с семьями воспитанников
6.1. Информировать родителей (законных представителей) воспитанников и
общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего
образовательного пространства Российской Федерации, а также основной
образовательной программы дошкольного образования, и не только семьи, но и
всех заинтересованных лиц, вовлечённых в образовательную деятельность.
6.2. Обеспечивать открытость дошкольного образования.
6.3. Создавать условия для участия родителей (законных представителей)
воспитанников в образовательной деятельности.
6.4. Поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей,
охране и укреплении их здоровья.
6.5. Обеспечивать вовлечение семей непосредственно в образовательную
деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов
8

совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки
образовательных инициатив семьи.
6.6. Создавать условия для родителей (законных представителей) по поиску,
использованию материалов, обеспечивающих реализацию образовательной
программы дошкольного образования, в том числе в информационной среде, а
также для обсуждения с родителями (законными представителями)
воспитанников вопросов, связанных с ее реализацией.
7. Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей
7.1. Изменение характера вопросов родителей (законных представителей)
воспитанников к воспитателям, старшему воспитателю, заведующему ДОУ, как
показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье,
желание их совершенствовать.
7.2. Рост посещаемости родителями (законными представителями)
воспитанников мероприятий по педагогическому просвещению, стремление
родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей (законных
представителей).
7.3. Изменение микроклимата в семьях в положительную сторону.
7.4. Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной
деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и
ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие
родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках,
организуемых в дошкольном образовательном учреждении.
7.5. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и
воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности.
7.6.
Положительное
общественное
мнение
родителей
(законных
представителей) воспитанников о воспитании детей в дошкольном
образовательном учреждении.
7.7. Критерии анализа годового плана:
• планирование задач на диагностической основе с учетом анализа
достижений и трудностей в работе с семьей за прошлый год;
• учет интересов и запросов родителей (законных представителей)
воспитанников при планировании содержания мероприятий;
• разнообразие планируемых форм работы;
• планирование
работы
по
повышению
профессиональной
компетентности педагогических кадров по вопросам взаимодействия с
семьей;

9

• разнообразие форм методической помощи педагогическим работникам
ДОУ в вопросах взаимодействия с семьей (педагогические советы,
семинары, работа в творческих группах, консультации, деловые игры,
тренинги и т.д.);
• выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы отдельных
педагогов с семьями воспитанников; сайт этих положений
http://ohrana-tryda.com
• выявление передового опыта семейного воспитания и распространение
его в дошкольном образовательном учреждении.
7.8. Критерии анализа планов воспитательно-образовательной работы
педагогов:
• планирование содержания мероприятий на основе учета интересов,
нужд,
потребностей
родителей
(законных
представителей)
воспитанников;
• разнообразие планируемых форм работы с семьей.
7.9. Критерии анализа протоколов родительских собраний:
• разнообразие тематики и форм проведенных собраний;
• отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания,
предложения со стороны родителей);
• учет мнения и пожеланий родителей (законных представителей)
воспитанников при организации последующих мероприятий в
дошкольном образовательном учреждении.
8. Контроль
8.1. Взаимодействие с семьями воспитанников является одним из звеньев по
реализации
основной
образовательной
программы дошкольного
образовательного учреждения.
8.2. Контроль над организацией взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников
осуществляется заведующим и старшим воспитателем дошкольного
образовательного учреждения.
8.3. Старший воспитатель в рамках контроля имеет право:
• посещать групповые родительские собрания с заблаговременным
информированием об этом воспитателя;
• изменить планирование работы по взаимодействию с родителями
(законными представителями) воспитанников по производственной
необходимости;
• привлекать родителей воспитанников к мероприятиям (выставкам,
конкурсам и т.д.) в дошкольном образовательном учреждении.
10

8.4. Координатором внутренних и внешних взаимодействий детского сада и
развития партнерства является Совет ДОУ - постоянный коллегиальный орган
управления, в состав которого избираются работники дошкольного
образовательного учреждения, родители, представители Учредителя. Оригинал
данного положения http://ohrana-tryda.com/node/2207
8.5. Совет дошкольного образовательного учреждения имеет полномочия:
• определение
основных
направлений
развития
дошкольного
образовательного учреждения;
• организация работы по защите прав и интересов участников
образовательных отношений;
• контроль над соблюдением надлежащих условий обучения, воспитания и
труда в детском саду, сохранения и укрепления здоровья воспитанников и
работников;
• поддержка общественных инициатив по совершенствованию и
гармоничному развитию воспитанников дошкольного образовательного
учреждения;
• участие в рассмотрении конфликтных ситуаций между участниками
образовательных отношений в случаях, когда это необходимо.
9. Документация
9.1. Каждый педагогический работник ДОУ имеет документацию, отражающую
основное содержание, организацию и методику работы по взаимодействию с
семьями воспитанников.
9.2. В перечень документации включены:
• планы работы с родителями (законными представителями) воспитанников
по дошкольному образовательному учреждению на учебный год;
• протоколы групповых родительских собраний;
• конспекты мероприятий;
• отчеты педагогов о проведенных педагогических наблюдениях,
диагностических
исследованиях,
анкетировании
с
выводами,
мониторинге;
• протоколы заседаний Совета дошкольного образовательного учреждения.
9.3. Итоговое заседание Педагогического совета предполагает заслушивание
отчета о проделанной работе по взаимодействию с семьями и перспективах
дальнейшей деятельности.
9.4. Документация хранится в дошкольном образовательном учреждении в
течение 3 лет.

11

10. Заключительные положения
10.1. Настоящее Положение о взаимодействии ДОУ с семьями воспитанников
является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом
совете, согласовывается с Родительским комитетом и утверждается (либо
вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным
учреждением.
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются в письменной форме в соответствии действующим
законодательством Российской Федерации.
10.3. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и
дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.10.1
настоящего Положения.
10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных
пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически
утрачивает силу.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».