1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее положение о наставничестве (далее – наставничество) разработано для Муниципального дошкольного образовательного учреждения Чердаклинского детского сада №1 «Радуга» (далее – Детский сад), являющегося разновидность индивидуальной работы с молодыми специалистами и воспитателями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательном учреждении или со специалистами, имеющими трудовой стаж не более 3 лет. 1.2. Наставничество в детском саду предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного воспитателя по развитию у молодого или начинающего специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности, а также имеющихся знаний в области воспитания и обучения. 1.3. Основными принципами движения наставничества являются открытость, компетентность, соблюдение норм профессиональной этики. 1.4. Наставником является опытный педагогический работник, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания. 1.5. Изменения и дополнения в настоящее положение вносятся на заседании Общего собрания (конференции) работников Детского сада. 1.6. Срок данного положения не ограничен. Данное положение действует до принятия нового. 2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 2.1. Цель наставничества в Детском саду – оказание помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении. 2.2. Задачи наставничества в Детском саду: привить молодым специалистам интерес к педагогической деятельности и закрепить их в Детском саду; ускорить процесс профессионального становления педагога, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности; способствовать успешной адаптации молодых специалистов к корпоративной культуре, правилам поведения в Детском саду; организовать психолого-педагогическую поддержку и оказание помощи начинающим педагогам; в проектировании и моделировании воспитательно-образовательного процесса; проектировании развития личности каждого ребёнка и детского коллектива в целом; формировании умений теоретически обоснованно выбирать средства, методы и организационные формы воспитательнообразовательной работы; формировании умений определять и точно формулировать конкретные педагогические задачи, моделировать и создавать условия их решении; формировании уровня профессиональной деятельности и педагогической позиции. 3. ОРГАНИЗАЦИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА 3.1. Кандидатуры наставников утверждаются руководителем образовательного учреждения. 3.2. Назначение наставника производится и утверждается приказом заведующего с указанием срока наставничества (не менее одного года). 3.3. Наставник может иметь одновременно не более двух подшефных. 3.4. Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников образовательного учреждения: 3.4.1. Впервые принятыми воспитателями (специалистами), не имеющими трудового стажа педагогической деятельности; 3.4.2. Выпускниками непедагогических профессиональных образовательных учреждений, завершившими очное, заочное или вечернее обучение и не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях; 3.4.3. Педагогами, переведенными на другую должность для расширения профессиональных знаний и овладения новыми практическими навыками; 3.5. Замена наставника производится на основании приказа заведующего в случаях: 3.5.1. Увольнения наставника; 3.5.2. Перевода на другую работу подшефного или наставника; 3.5.3. Привлечения наставника к дисциплинарной ответственности; 3.5.4. Психологической несовместимости наставника и подшефного. 3.6. Контроль деятельности наставников осуществляет старший воспитатель. 3.7. Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение молодым воспитателем, специалистом целей и задач в период наставничества. Оценка производится по результатам промежуточного и итогового контроля. 3.8. Для мотивации к работе наставнику устанавливается надбавка к заработной плате из стимулирующего фонда в соответствии с Положением. 3.9. За успешную многолетнюю работу наставник может быть представлен руководителем детского сада к награждению Благодарственным письмом, Почетной грамотой. 4. ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВНИКА Наставник обязан: 4.1. Знать требования законодательства, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности. 4.2. Знакомить молодого специалиста с учреждением, расположением групп, кабинетов, служебных и бытовых помещений. 4.3. Оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении избранной профессией, практическими приемами и способами проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки. 4.4. Развивать положительные качества молодого специалиста, привлекать к участию в общественной жизни коллектива. 4.5. Разрабатывать совместно с молодым специалистом план самообразования и оказывать необходимую помощь. 4.6. Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста в часы форм методической работы Детского сада. 4.7. Подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста (1 раз в год). 5. ПРАВА НАСТАВНИКА Наставник имеет право: 5.1. С согласия руководителя учреждения подключать для дополнительного обучения молодого специалиста других сотрудников Детского сада. 5.2. Требовать у молодого специалиста рабочие отчеты в устной и письменной формах. 6. ОБЯЗАННОСТИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА 6.1. Кандидатура молодого специалиста для закрепления наставника рассматривается на заседании Педагогического совета и утверждается приказом руководителя Детского сада. 6.2. В период наставничества молодой специалист обязан: 6.2.1. знать Федеральный Закон "Об образовании в РФ", ФГОС ДО, нормативные акты, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности работы Детского сада и функциональные обязанности по занимаемой должности, стандарт педагога; 6.2.2. Выполнять план профессионального становления в назначенные сроки; 6.2.3. Активно участвовать в заседаниях Клуба молодых специалистов; 6.2.4. Постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности; 6.2.5. Учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним; 6.2.6. Совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень; 6.2.7. Отчитываться о проделанной работе по самообразованию на Педагогическом совете. 7. ПРАВА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА Молодой специалист имеет право: 7.1. Выносить на рассмотрение администрации Детского сада предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством. 7.2. Посещать методические мероприятия, связанные с педагогической деятельностью. 7.3. Защищать профессиональную честь и достоинство. 7.4. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения. 8. РУКОВОДСТВО РАБОТОЙ НАСТАВНИКА 8.1. Организация работы наставников возлагается на заведующего, старший воспитателя. Осуществление методической помощи и контроль их деятельности возлагается на старший воспитателя. 8.2. Заведующий Детского сада обязан: представить назначенного молодого специалиста педагогам Детского сада, объявить приказ о закреплении за ним наставника; создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста и его наставника; определить меры поощрения наставников; обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в соответствии с настоящим Положением. 8.3. Старший воспитатель обязан: 8.3.1. Организовать методическую помощь для совместной работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником; 8.3.2. Организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами; 8.3.3. Изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в Детском саду. 8.3.4. Организовывать работу с наставником в соответствии с планом работы; 8.3.5. Проводить консультирование наставников и молодых специалистов; 8.3.6. Осуществлять систематический контроль работы наставника. 8.4. Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми специалистами несет руководитель Детского сада. 9. ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ НАСТАВНИЧЕСТВО К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся: 9.1. Настоящее Положение; 9.2. Приказ заведующего Детского сада об организации наставничества; 9.3. Годовой план работы детского сада. 9.4. План работы наставника и молодого специалиста 9.5. Планы работы педагогического совета и протоколы, на которых рассматривались вопросы наставничества; 9.6. Методические рекомендации по наставничеству; 9.7. Отчет наставника о проделанной работе на 1 год.